Началась моя «социальная» предпринимательская деятельность, когда по инициативе экс -мэра города Москвы Лужкова в Москве было создано АО «Ветеран». Здесь нам предоставлялось помещение в оперативное управление в неограниченном количестве, предоставлялась возможность открытия и развитие туристической международной деятельности и рыночной торговли. Нас ограничивали только в минимальной наценке на товар 10 – 11% и строго это контролировалось.Но дефолт все остановил и я организовала Межрегиональный благотворительный фонд в помощь нуждающимся в 1998г, который активно работает по настоящее время. Надо отметить, что в настоящее время, как никогда в России, наблюдается упадок духовности и нравственности. В Царской России, когда страна процветала, и рубль был одним из ведущих в мире, все «бизнесмены» - крупные и мелкое купечество – отдавали неукоснительно десятую часть ( так называемую «десятину») своих доходов Богу (т.е. бедным, нуждающимся и Церкви), не просто механически выполняя Божественные Заповеди , но понимая, что часть, отданная Богу, вернется ему с лихвой. Тем более если речь идет о больных, голодных, нищих и других нуждающихся. С горечью приходится осознавать, что в современном мире утрачены эти ценности и традиции, утеряна связь поколений.
Современным предпринимательством и обществом в целом овладевает дух потребления и эгоизма. Работать только для себя, забывая о тех, кто не имеет возможности заработать себе даже на необходимые продукты.Такой подход крайне неверен и чреват последствиями, которые можно увидеть сегодня в стране. Какие же формы социального предпринимательства мы предлагаем?
1.Благотворительная столовая. Эта форма оказания благотворительности никак не может быть функцией только благотворительной организации, т.к. благотворительность в этом варианте имеет эпизодичный характер. Она должна быть сопряжена с деятельностью ресторана, кафе, хостела, где имеет постоянный характер. Здесь же может быть душевая и оказание минимальных медицинских услуг.
Прерогативой благотворительных организаций может быть, например, раздача горячей пищи и вещей, которые имеют эпизодический характер.
2. Вторая форма социального предпринимательства –«Дома мамы» . Одной из важных проблем сегодняшнего дня в государстве является демографический кризис. По замечанию протоиерея Дмитрия Смирнова ежегодно убивается во чреве матери около пяти миллионов младенцев. Одним из самых активных мероприятий последних лет был сбор подписей против абортов.
Деятельность нашего Движения «За жизнь без абортов» благословлена Святейшим Патриархом Алексием II еще в 1998 году». Этот лист подписали после Президента страны В.В.Путина и святейшего Патриарха РПЦ почти все руководители администрации городов и архиереи епархий. Но как сделать, чтобы «Дом мамы» стал предприятием социального предпринимательства, не было предложено никем. Распоряжением №53 Закона города Москвы во время нахождения на посту мэра города Москвы Лужкова было решено предоставление «выселенных» помещений организациям, выполняющим социальные задачи города на условиях оперативного управления. В настоящее время, думаю, это Распоряжение выполняется не на достаточном уровне. Открыты очень хорошие ресурсные центры во всех районах города Москвы, но они не могут решить проблемы демографического кризиса на должном уровне. Эти помещения предназначены для проведения мастер – классов, совещаний, концертов. За что мы очень благодарны Правительству города Москвы.
В Центральном округе города Москвы нами был в 2000 создан реабилитационный центр для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, который поддерживали администрации округа, муниципалитета, УВД, здравоохранения и жители Москвы. Несколько десятков женщин здесь, в здании по адресу: Люсиновская,11, частично признанным аварийным, получили помощь и поддержку. Многие из них , после осмотра в больницах города, отправлялись в наше поселение Дивеевского районов Нижегородской области, где они благополучно рожали детей и, как правило, возвращались в свои семьи, а кто- то оставался у нас надолго. Но 5 лет тому назад по инициативе одного из гостербайтеров, Москомимущество в срочном порядке выселило нашу организацию из этого помещения, мотивируя срочным «капитальным ремонтом», который не начался и по сей день. Здание пустует, аборты продолжаются.
В городе нет ни одного «Дома мамы» для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации на территории города Москвы, который может оказать срочную помощь, независимо от прописки и национальности беременным женщинам. Нет и хостелов, которые имеют в своей деятельности такую социальную программу. Я буду рада ошибиться и с удовольствием напечатаю о таком факте в нашей газете « Миссия – спасение», главным редактором которой я являюсь.
В городе Москве имеется Центр «Надежда», но он оказывает транзитную временную помощь женщинам, имеющим прописку в городе Москва, или однажды ее утерявшие. Но этот Центр почти всегда переполнен. Имеется «Дом мамы» Русской православной Церкви, который может принять в транзитном режиме всего около 10 женщин любой национальности, возраста и регистрации…
В некоторых других городах имеются небольшие «Дома мамы», которые активно поддерживаются фондом «Православная инициатива».
3. третья форма социального предпринимательства – «Дом трудолюбия». Вопрос трудоустройства людей, оказавшихся на улице, тоже почти никем не решается, несмотря на то, что первая форма социального предпринимательства, такая как «Дом трудолюбия», известна с 19 века. В 1882 году он был открыт праведным Иоанном Кронштадтским. В Нижегородской области известен «Дом трудолюбия» семьи Рукавишниковых, здание которого в настоящее время используется в совершенно других целях.
Во многих местах России также не возродилась деятельность богаделен, домов милосердия и т.п. Царской России. А центры для ночлега людей без определенного места жительства не решают проблему трудоустройства этих людей. В настоящее время примером организации такого вида социального предпринимательства может быть дом трудолюбия « Ной», но по свидетельству руководителя, он не может справиться со своими задачами в полном объеме, расширить свою деятельность и усовершенствовать методы работы из - за препятствий со стороны населения близ находящихся домов, а иногда и администрации.
4. Четвертая форма социального предпринимательства – комбинированные формы бизнеса с элементами социальных программ.
У человека две радости : первая- когда он получает, и вторая – когда он отдает. Радость, которую ты чувствуешь отдавая, нельзя сравнить с той, которую ты испытываешь, принимая что – либо. Тот , кто берет, имеет радость человеческую, а тот , кто дает –радость Божественную.
Если же кто - то постоянно забывает добро, сделанное ему другими, и помнит свои добрые дела, то это противоположно тому, чего ждет от нас Господь.
Этому и мы должны следовать и учить милосердию детей. Знакомясь с благотворительностью, ребенок ( подросток, молодой человек, девушка) становится милосерднее, у него появляется чувство сострадания и сопричастности, развиваются социальные навыки, навыки трудолюбия. Так воспитывали своих детей наши предки, благодарю чему Россия процветала и была экономически развитой.
Смысл социального предпринимательства состоит в том, что предприниматель от своих доходов не только выделяет некоторую часть нуждающимся, но и включает в свои бизнес – планы социальную деятельность.
А т.к. современное общество несовершенно, то государство должно стимулировать как родная мать развитие социального предпринимательства, подкрепляя это законами.
В 2019 году во многих городах РФ прошли форумы «Мой бизнес», открыты бизнес – центры для подготовки социальных предпринимателей. Лучшим в стране признан нижегородский опыт поддержки социального предпринимательства. Здесь система поддержки постоянно совершенствуется с учетом предложений представителей малого и среднего бизнеса и некоммерческих организаций. Для взаимодействия с ними созданы информационно – коммуникационные площадки для обмена опытом и совместного решения проблемных вопросов. Проводятся занятия в учебных заведениях о целях и социальных задачах бизнеса. Активно прорабатывается вопрос о передачи государственных услуг в социальной сфере в негосударственный сектор.
В связи с вышеизложенным, предлагаю:
1.Введение факультативных занятий в учебных заведениях по основам организации социального предпринимательства, по детальному изучению экономики Царской России, в частности реформы П.А. Столыпина и других представителей социального предпринимательства России;
2.поддержка компаний, бизнес которых направлен на достижение общественно полезных целей и способствует решению социальных проблем, содействие открытию «Домов трудолюбия», «Домов для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации» («Дома для мамы»), открытие бань и социальных хостелов и других социальных направлений для лиц пенсионного возраста и инвалидов, с программами самоокупаемости, но государственной имущественной поддержкой и субсидий;
2. проведение международных ярмарок и выставок представителей социального предпринимательства, с целью обмена опытом и тиражирования проектов российских социальных предпринимателей;
3. стимулирование больших компаний и фирм оказывать социальному предпринимательству всяческую посильную помощь и поддержку, т.к. никто другой , как эти структуры, не понимают ,до какой степени социальное предпринимательство не выгодно в коммерческом отношении, но «выгодно» в духовно – нравственном…
Надеюсь на всеобщее понимание и сотрудничество во благо развития экономики нашей Родины и истинного возрождения духовности и культуры.
Надо отметить, что беда объединяет народ. Как не сказать о положительном явлении во время короновируса! Тысячи добровольцев по всей России вышли на помощь людям, оказавшимся в психологической самоизоляции. К ним в дом в первый раз , может быть, за много лет вошли молодые люди с добрыми лицами и намерениями, несмотря что и в масках! Многие организации жертвуют свою продукцию для оказания посильной помощи нуждающимся! Пусть это не социальное еще предпринимательство, но ростки его на лицо!
В социальном предпринимательстве я вижу начало возрождения лучших традиций нашего государства, и значит развития экономики. И, как следствие, появится надежда на процветание России , как в старые добрые времена.
Молитвы нашего народа спасут РОССИЮ!
. С нами Бог