Пандемия короновируса и сопутствующий ей мировой экономический кризис резко увеличивают страхи населения при решении о рождении детей и сокращают возможности государства направлять ресурсы на решение демографической проблемы, что в свою очередь резко актуализирует роль в данном вопросе НКО, которые привыкли решать социальные проблемы минимальными ресурсами.
У АНО "За жизнь!" накоплен большой опыт "полевой" работы с репродуктивным выбором в состоянии кризисной беременности. Этот опыт крайне важен при работе с решением о том, чтобы завести/выносить/воспитать ребенка в ситуации кризиса, когда, утрируя, почти каждая беременность - кризисная.
Между тем у государства до сих пор нет отлаженного механизма привлечения НКО к решению демографической проблемы, что было выявлено нами в ходе двух лет работы в сфере общественного контроля за исполнением инициированного нами Поручения Президента РФ Правительству РФ №Пр-2713 п.1 е) по теме профилактики абортов, в частности, в ходе реализации президентского гранта №19-2-013818 "Развитие сети НКО, осуществляющих деятельность в сфере профилактики абортов" и направленного на решение указанной проблемы.
В настоящее время Правительством предпринят целый ряд шагов в данном направлении.
-
принято Постановление №834 от 29.06.2019 г. о введении с 01.01.2020 г. новых социально-значимых услуг "по профилактике прерывания беременности";
-
при поддержке Министерства здравоохранения силами ряда общественных организаций, в том числе АНО "За жизнь!", в восьми пилотных регионах запущен Комплексный проект по профлактике абортов "Плюс один"
-
в рамках реализации проекта "Плюс один" при Минздраве создана рабочая группа по принятию предложений от НКО по профилактике абортов.
Однако механизм новых услуг до сих пор не сформирован, бюджетные средства не заложены, рабочая группа не оформлена и не институционализирована, а большая часть предложений от НКО до сих пор остается без дальнейшего продвижения.
Кроме того, в настоящее время принимается ряд документов, которые по инерции игнорируют указанное выше Поручение Президента и демонстрируют противоречивость и неопределенность политики государства в вопросе профилактики абортов.
В частности, речь о "Порядке оказания медицинскими организациями услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам в период беременности", утвержденный совместным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 2020 г. №69н/95н, где тема профилактики абортов совершенно отсутствует. А ведь именно в первоочередных целях профилактики абортов собственно и создается система оказания услуг по психологической, социальной и юридической помощи беременным женщинам, что неоднократно озвучивалось высшим руководством страны и Минздрава России.
Между тем потенциал профилактики абортов является одним из важнейших резервов повышения рождаемости в кратковременной перспективе. Так, при системном организационном подходе этот потенциал может оцениваться до 40-50 тысяч дополнительных рождений ежегодно.
Основными направлениями моей работы в Общественной палате РФ в этой связи видятся следующие.
I. Профилактика абортов, помощь беременным женщинам и семьям в кризисной ситуации
а) Регуляторный блок, общественное обсуждение следующих инициатив.
-
Совершенствование системы сбора объективных статистических данных по искусственным прерываниям беременности в ЛПУ.
-
Введение полноценного лицензирования и контроля за абортами в негосударственных ЛПУ.
-
Введение правовой ответственности за побуждение или принуждение к аборту.
-
Введение и контроль исполнения запрета врачам первыми предлагать аборт беременным без весомых медицинских показаний.
-
Усовершенствование должностных инструкций, регулирующих взаимоотношения врача с женщиной, намеревающейся сделать аборт.
-
Принятие мер, направленных на повышение мотивации руководства клиник, где совершаются аборты, к сохранению беременности.
-
Мониторинг выполнения со стороны ЛПУ условий прерывания беременности, обозначенных в действующем законодательстве.
-
Повышение штрафов за нарушение порядка проведения абортов.
-
Ужесточение контроля за незаконными фармабортами.
-
Ужесточение контроля выполнения закона о запрете рекламы абортов, особенно в сети интернет.
-
Разработка и утверждение порядка захоронения останков эмбриона/плода человека.
-
Право на отказ от соучастия в совершении искусственных абортов.
-
Юридическая защита права женщин на выбор места и способа родоразрешения
б) Технологический блок.
-
Создание новой цифровой инфраструктуры профилактики абортов и поддержки беременности – по принципу службы «Одного окна».
в) Медицинский блок.
-
Приведение системы отечественного родовспоможения в соответствие с требованиями Всемирной организации здравоохранения, в частности, с предлагаемой ВОЗ программой помощи в первые 1000 дней жизни человека (270 дней до рождения + 365+365 дней, то есть два года после рождения).
-
Политика в сфере здравоохранения и здорового образа жизни – стимулирование здорового семейного образа жизни, семейной физкультуры и спорта, в том числе материальное.
-
Совершенствование системы профилактической и медицинской помощи парам, желающим зачать ребенка, не связанной со вспомогательными репродуктивными технологиями.
-
Профилактика самопроизвольных абортов.
-
Помощь женщинам с постабортным синдромом.
-
Совершенствование системы профилактической медицины и медицинского сопровождения беременности, дополнительное материальное стимулирование сопровождения беременности.
-
Ориентация системы здравоохранения на естественные роды, поддержка грудного вскармливания.
г) Экономический блок.
-
Создание экономических и социально-бытовых условий, способствующих отказу от искусственного прерывания беременности в пользу рождения детей.
-
Создание и запуск системы усыновления до рождения для профилактики абортов у беременных женщин, не желающих или не имеющих возможности воспитывать своего зачатого ребенка.
-
Удорожание абортов по желанию женщины и повышение «цены выбора» аборта.
-
Дополнительные акцизы на продажу абортивных средств, специализированных инструментов и оборудования, экстренной посткоитальной контрацепции.
-
Обязательная маркировка средств контрацепции с абортивным действием и введение акциза на них.
д) Социально-психологический блок.
-
Система поддержки волонтеров и НКО, осуществляющих деятельность в сфере профилактики абортов и помощи беременным
-
Совершенствование социальной и психологической работы с женщинами в ситуации кризисной беременности. Бесплатные очные консультации юристов и психологов, телефон доверия для беременных:
-
программа психологической помощи при постабортном синдроме, профилактика рецидивных абортов (третичная профилактика абортов);
-
оперативная помощь группам риска (молодые матери, неполные семьи, бедные и социально неблагополучные семьи); совершенствование системы адресной помощи этим категориям, в том числе с привлечением НКО;
-
защита психологического благополучия женщины и ее семьи в период беременности, родов и грудного вскармливания.
-
Помощь в ситуации семейных конфликтов.
-
Активизация психологической и юридической помощи беременным, испытывающим давление родственников или партнеров, побуждающих их к аборту; социальная реклама этой помощи.
-
Бесплатная психологическая консультация для беременных, их партнеров и родственников, как совместная, так и раздельная.
е) Медийно-образовательный блок.
-
Формирование социального заказа на изучение основных проблем, решаемых посредством искусственных абортов; реальных последствий абортов, для общественной безопасности, здоровья населения и т.п.; выработки альтернативных решений. Возможность учреждения специализированных грантов, тематических премий и пр.
-
Формирование у населения неприятия искусственных абортов как средства решения социальных и личных проблем (первичная профилактика).
-
Формирование в обществе позитивного образа родов и беременности.
-
Формирование в обществе отношения к родам как важному семейному событию, информационная и психологическая поддержка семьи в период рождения детей.
Очевидно, что для совершенствования политики по вопросу профилактики абортов в России еще многое можно сделать. Необходимо опираться на отработанные в практике иностранных государств меры социальной помощи и защиты матерей, профилактики абортов, создания «мягких» барьеров и монетизации услуг «произвольного аборта» (без медицинских и социально-психологических показаний), меры социальной рекламы и идеологической политики, сотрудничество с традиционными конфессиями и общественными организациями в изменении этического климата в обществе.
Понимая, что проблема абортов может решаться в обществе только в общем контексте решения демографической проблемы, мне видятся также важным работа в следующих направлениях семейно-демографической политики.
II. Пропаганда семейных ценностей через систему образования и средства массовых коммуникаций.
-
Формирование пронаталистских установок в обществе через средства массовой коммуникации
-
Мультиформатная кампания социальной рекламы ценностей семьи, родительства и детства.
-
Регулирование распространения антисемейного и антинаталистского контента.
-
Введение семейного компонента на всех уровнях образования.
-
Просветительская лекционно-выставочная деятельность.
III. Укрепление института семьи, стимулирование рождаемости, повышение благосостояния и социальной привлекательности семей 3+.
-
Дифференцированное стимулирование рождаемости, включая поощрение ранних рождений.
-
Развитие вариативной системы присмотра и ухода за детьми.
-
Развитие домашнего образования, семейного бизнеса, надомного труда, дистанционной занятости.
-
Укрепление института семьи: повышение привлекательности официального брака относительно альтернативных форм сожительства, профилактика разводов.
-
Антидискриминационная семейная политика: оперативная адресная помощь семьям, презумпция добросовестности действий родителей в интересах детей.
-
Введение зависимости размера пенсии от числа воспитанных детей.
IV. Работа с репродуктивными установками, родительскими обязанностями и правами мужского населения.
-
Повышение социального-правого и экономического статуса отца: включение в систему льгот, «отцовский отпуск».
-
Преодоление стереотипов, принижающих роль мужчин в воспитании и уходе за детьми; обеспечение равного права на родительство.
-
Меры по сохранению мужского репродуктивного здоровья.
-
Привлечение отца ребенка к предабортному консультированию.
-
Введение воспитательного просемейного компонента для военнослужащих срочной службы и военных учебных заведений.
-
Программы реабилитации и семейных посещений для заключенных.
V. Регионы приоритетного демографического развития; пронаталистская градостроительная и жилищная политика.
-
Стимулирование рождаемости в демографически депрессивных регионах; Сибири и на Дальнем Востоке.
-
Дифференциация региональных и муниципальных программ повышения рождаемости; учет местной специфики, привлечение заинтересованных сторон.
-
Пронаталистская градостроительная политика; жизненная среда, благоприятная для семей с детьми.
-
Малоэтажная и типовая частная застройка; поддержка общинного хозяйствования.
-
Развитие инструментов статистики и мониторинга, рейтингование субъектов РФ.
-
Субсидирование ставки по ипотеке, прогрессирующее погашение ипотеки по мере рождения/усыновления детей.
------
Я понимаю, что для продвижения темы профилактики необходимо всестороннее обсуждение спорных вопросов, выработка общественного консенсуса, выстраивание системы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.
Именно этим направлением мне бы и представлялось важным заняться в Общественной палате РФ в случае если я буду в нее избран.
Также следует отметить, что в случае если по теме профилактики абортов будет выработан механизм взаимодействия государства с НКО, то он несомненно будет полезен и для других направлений семейно-демографической политики России.